Охрана и защита лесов

Охрана и защита лесов осуществляются с учетом их биологи­ческих и иных особенностей и включают в себя комплекс мер по рациональному использованию и сохранению лесов от уничтоже­ния, загрязнения и иных негативных воздействий.

Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осу­ществляются органами государственной власти, органами местно­го самоуправления в пределах их полномочий или лицами, исполь­зующими леса. Невыполнение гражданами, юридическими лица­ми, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты ле­сов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаж­дений, а также для принудительного прекращения права постоян­ного (бессрочного) пользования лесным участком или права без­возмездного срочного пользования лесным участком.

В случаях если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложе­но на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполне­ние работ по охране, защите, воспроизводству лесов путем прове­дения торгов в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки това­ров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и му­ниципальных нужд». При размещении заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины. В этих целях заключаются договор, в котором содержатся элемен­ты государственного или муниципального контракта, на выполне­ние работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений.

Леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздей­ствия, а также защите от вредных организмов.

Лесные пожары продолжают оставаться одним из наиболее не­гативных факторов, влияющих на состояние лесов. Ежегодно в России регистрируется от 18 тыс. до 37 тыс. лесных пожаров. Причиной более 80% лесных пожаров, по оценке специалистов, яв­ляется человеческая деятельность. Многие российские лесоводы считают пожары центральной проблемой лесоуправления, от ре­шения которой зависит состояние лесов и окружающей среды. Огромные площади лесных ресурсов и нехватка необходимого оборудования и финансовых средств заставляют ограничивать охраняемую площадь самыми опасными в этом отношении терри­ториями. В южных районах Сибири и Дальнего Востока, которые находятся под контролем служб охраны лесов от пожаров, ежегод­но происходит по 10—15тыс. пожаров, каждый из которых в сред­нем уничтожает 100га леса, что приводит к огромным экономи­ческим, социальным и экологическим потерям. В многолесных и труднодоступных районах, где обнаружение и оперативная ликви­дация лесных пожаров силами наземной охраны затруднены либо невозможны, проблемы охраны лесов решаются с помощью авиа­ции. Порядок организации и осуществления авиационных работ по охране и защите лесов устанавливается Правительством РФ.

Охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с Фе­деральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безо­пасности» и Лесным кодексом РФ. Так, согласно ст. 53 ЛК РФ в це­лях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются:

1) противопожарное обустройство лесов, в том числе строи­тельство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, ис­пользуемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов;

2) создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряже­ние и др.), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожар­ной опасности;

3) мониторинг пожарной опасности в лесах;

4) разработка планов тушения лесных пожаров;

5) тушение лесных пожаров;

6)иные меры пожарной безопасности в лесах. Привлечение граждан, юридических лиц для тушения лесных

пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Меры пожарной безопасности на лесных участках, предоставлен­ных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов. Правила пожарной безопас­ности в лесах устанавливаются Правительством РФ.

В соответствии с решениями Конференции ООН (г. Рио-де-Жанейро, 1992 г.) Россия обязана выполнять собственные и меж­дународные обязательства в области охраны окружающей среды и защиты своих лесных ресурсов от чрезмерного использования и губительных лесных пожаров.

В целях усиления охраны лесов от пожаров, повышения уровня противопожарной защиты лесного фонда Российской Федерации необходимо обеспечение оперативного обнаружения и тушения лесных пожаров силами наземной и авиационной охраны лесов; материально-техническое обеспечение лесопожарных служб; со­держание сил и средств пожаротушения; проведение работ по про­филактике лесных пожаров; создание интегрированной системы мониторинга лесных пожаров. Своевременные инвестиции в охра­ну лесов позволят стабилизировать среднегодовое число лесных пожаров, возникающих по вине человека или в результате его дея­тельности в лесу, уменьшить среднюю площадь лесного пожара; существенно снизить вероятность возникновения лесных пожаров стихийного характера.

Уменьшение средней площади пожара и общей площади, прой­денной огнем, возможно в результате применения новых техниче­ских средств обнаружения (лазерных, космических и др.) и туше­ния лесных пожаров: самолетов-амфибий и вертолетов-танкеров, эффективных огнетушащих составов, самоходной лесопожарной техники и т. д. В результате должны быть сокращены убытки, при­чиняемые лесными пожарами лесному хозяйству и экономике страны, сохранено экологическое разнообразие лесных экосистем, повышен экологический и ресурсный потенциал, что отвечает по­ложениям Концепции перехода Российской Федерации к устойчи­вому развитию.

Защита лесов направлена на выявление в лесах вредных организмов(растений, животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред лесам или лесным ресурсам) и предупреждение их распространения, а в слу­чае возникновения очагов вредных организмов, отнесенных к ка­рантинным объектам, — на их локализацию и ликвидацию. Защита лесов от вредных организмов, отнесенных к карантинным объек­там, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 июля 2000 г. № 99-ФЗ «О карантине растений».

Общая площадь погибших насаждений в 2004 г. составила 436,9 тыс. га. Среди всех причин усыхания насаждений наиболее губительным было воздействие вредителей и болезней леса. Общая площадь очагов вредителей и болезней леса на конец 2004 г. соста­вила 3000,9 тыс. га. Гибель лесов от повреждений вредными на­секомыми всегда была вторым по значению фактором после лес­ных пожаров, а в 2004 г. стала главенствующим. Усыхание насаж­дений от лесных пожаров сейчас находится на втором месте — 149,5 тыс. га[31].

Согласно ст. 55 ЛК РФ в целях обеспечения санитарной безо­пасности в лесах осуществляются:

1)лесозащитное районирование (определение зон слабой, средней и сильной лесопатологической угрозы);

2) лесопатологические обследования и лесопатологический мониторинг;

3) авиационные работы и наземные работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов;

4)санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погиб­ших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от за­хламления, загрязнения и иного негативного воздействия);

5) установление санитарных требований к использованию лесов.

Меры санитарной безопасности на лесных участках, предостав­ленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участ­ков на основании проекта освоения лесов. Правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством РФ.

В целях охраны и защиты лесов проводится лесопатологиче­ский мониторинг— сбор, анализ и использование информации о лесопатологическом состоянии лесов, в том числе об очагах вред­ных организмов, отнесенных к карантинным объектам. Порядок организации и осуществления лесопатологического мониторинга устанавливается уполномоченным федеральным органом испол­нительной власти (ст. 57 ЛК РФ). Кроме этого, в лесах осуществ­ляется радиационное обследование и устанавливаются зоны ра­диоактивного загрязнения в целях их охраны от загрязнения ра­диоактивными веществами.

Для сохранения редких и находящихся под угрозой исчезнове­ния видов деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений, за­несенных в Красную книгу Российской Федерации или Красные книги субъектов Федерации, может запрещаться осуществление деятельности, негативное воздействие которой может привести к сокращению численности таких растений и ухудшению среды их обитания, либо могут устанавливаться ограничения осуществле­ния этой деятельности.

Общее ухудшение лесопатологической обстановки в лесах Рос­сийской Федерации, помимо биологических особенностей, вызва­но действием комплекса неблагоприятных для лесных экосистем климатических факторов и рядом организационных недостатков службы лесозащиты. Среди них — недостаточная численность спе­циалистов в области лесной защиты в регионах, недостаточное фи­нансирование лесозащитных мероприятий — лесопатологического мониторинга, лесопатологических экспедиционных обследований, истребительных мероприятий и т. д.

Лесные ресурсы относятся к возобновляемым, поэтому лесное законодательство регулирует воспроизводство лесов и лесораз­ведение. Воспроизводство лесов имеет важнейшее экологическое значение. Проведение лесовосстановительных мероприятий обес­печивает своевременное восстановление лесных насаждений на вырубках, гарях и других не покрытых лесной растительностью землях лесного фонда. Воспроизводство лесов осуществляется пу­тем лесовосстановления и ухода за лесами. Лесовосстановление может быть естественным, искусственным или комбинированным. Наряду с мероприятиями по лесовосстановлению в Российской Федерации проводятся работы по лесоразведению для предотвра­щения водной, ветровой и иной эрозии почв, создания защитных лесов и иных целей, связанных с повышением потенциала лесов. Уход за лесами представляет собой осуществление мероприятий, направленных на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций (вырубка части деревьев, кустарников, агро­лесомелиоративные и иные мероприятия).

Начиная с 1994 г. площади, на которых проводятся лесовосста-новительные мероприятия, в 1,5—2 раза превышают площади сплошных рубок леса. В то же время недостаточное финансирова­ние работ по воспроизводству лесов отрицательно сказывается на качестве и эффективности лесовосстановительных мероприятий. При воспроизводстве лесов используются улучшенные и сортовые семена лесных растений или, если такие семена отсутствуют, нор­мальные семена лесных растений. Лесное семеноводство осуще­ствляется в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 1997 г. № 149-ФЗ «О семеноводстве» и Лесным кодексом РФ.

На севере европейской части России, в Сибири и на Дальнем Востоке, где выращивание посадочного материала для лесовосста-новления сопряжено с неблагоприятными климатическими усло­виями, целесообразно создание тепличных комплексов, как это практикуется в Скандинавских странах, Канаде и др. Выращива­ние посадочного материала в закрытом грунте позволяет повысить культуру производства, механизировать трудоемкие процессы, максимально уменьшить отрицательное влияние внешних факто­ров на рост и развитие сеянцев древесных пород.

Важной правовой мерой охраны лесов является юридическая ответственность за лесонарушения. Лесным кодексом РФ не ус­тановлены нормы административной и уголовной ответственно­сти (ст.99): они предусматриваются Уголовным кодексом РФ и Кодексом РФ об административных правонарушениях. Так, Уголовным ко­дексом РФ предусмотрена ответственность за незаконную рубку лесных насаждений (ст. 260 УК РФ) и за уничтожение или по­вреждение лесных насаждений (ст. 261 УК РФ).

Кодексом РФ об административных правонарушениях таковы­ми признаются:

-самовольное занятие лесных участков (ст. 7.9);

-самовольная переуступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом (ст. 7.10);

-нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, лесов в водоохранных зонах и режима их использования (ст. 8.12);

-нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования (ст. 8.24);

-нарушение правил использования лесов (ст. 8.25);

-самовольное использование лесов, нарушение правил исполь­зования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лес­ных ресурсов (ст. 8.26);

-нарушение правил лесовосстановления, правил лесоразве­дения, правил ухода за лесами, правил лесного семеноводства (ст. 8.27);

-незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или само­вольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан (ст. 8.28);

-уничтожение мест обитания животных (ст. 8.29);

-уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, паст­бищ (ст. 8.30);

-нарушение правил санитарной безопасности в лесах (ст. 8.31);

-нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32).

Лесным кодексом РФ подтверждается обязанность возмеще­ния вреда, причиненного нарушением лесного законодательства (ст.100). В этом проявляются системность российского законодательства, взаимодействие и экологизация различных отраслей права. Для определения размера ущерба, причиненного лесному хозяйству нарушением лесного законодательства, необходимо руководство­ваться таксами для исчисления размера взысканий за ущерб. Рас­чет ущерба вместе с протоколом о лесонарушении и другими необ­ходимыми документами должен быть приложен к исковому заяв­лению.

Просмотров: 134. Обновлено: 05.07.2019

Комментирование запрещено